По блату, всего... за тысячу долларов
3 августа 2004 года
Получив очередной отказ в ходе согласования строительства мини-маркета, арендатор земельного участка треснул по столу кулаком: "Ладно, я сам решу этот вопрос". Наутро вчерашний собеседник встретил его с дрожащими губами: "Вот, значит, как вы решаете вопросы?". Оказывается, за три часа до их встречи был убит генеральный директор казанского МУП "Водоканал".
И хотя наш арендатор к убийству ни малейшего отношения не имел, с тех пор особых проблем по согласованию строительства мини-маркета у него не возникало, и он завершил эту работу меньше чем за месяц. В общем-то по казанским меркам, как он утверждает, пришлось заплатить не так много - всего 120 тысяч рублей, включая вполне официальные сборы, которые составили примерно три четверти общей суммы. Обычно только на взятки уходит от 3 до 5 тысяч евро, а он уложился меньше чем в тысячу долларов.
Арендатор предоставил в распоряжение редакции 11-страничный документ, в котором его подчиненные по шагам расписали все мытарства, связанные с получением разрешения на строительство мини-маркета площадью 53 кв. метра. Шагов в этом списке оказалось 147, а для того чтобы их сделать, потребовалось 375 дней, то есть более года. И это, заметьте, с учетом того, что мини-маркет он собирался строить на своей земле, право на пятилетнюю аренду которой вполне официально купил на аукционе.
По его словам, первым делом он получил отказ от Водоканала в подключении к канализации. Под тем предлогом, что у них не хватает мощностей. Официально ему ответили, что подключение невозможно, пока не завершится реконструкция насосной станции "Верхняя" и строительство третьего Северного коллектора. А неофициально посоветовали дать "нужному человеку" 3 тысячи евро. Тогда, мол, нехватающие мощности сразу отыщутся. На второе письмо, с просьбой сообщить сроки окончания работ, ему ответили, что не знают, и посоветовали обратиться в УКС городской администрации. На эту переписку ушло почти два месяца, а он не продвинулся ни на шаг.
Нулевые перспективы и упорство представителей городских госмонополий (вода, канализация, свет, тепло), не желавших "за так" выдавать техусловия на строительство, подвигли предпринимателя к более решительным действиям. Были задействованы все родственные связи и знакомства, в результате чего к делу удалось подключить госчиновника в ранге министра. И только после этого процесс согласования сдвинулся с мертвой точки. Но и это не избавило арендатора земли от необходимости давать мелкие взятки рядовым исполнителям, находящимся на ключевых местах. В итоге за год их набралось на 27,5 тысячи рублей.
Список получился пестрым. Например, 22-я запись гласит: "подарок (коньяк, лимон, шоколад) - 270 руб.", а другой господин причитающиеся ему 500 рублей взял деньгами. Конфеты для одного госслужащего обошлись в 98 рублей, а другой согласился пить чай только с конфетами за 138 рублей.
Забавно, что подпись первого лица в одной госконторе, по словам арендатора, обошлась ему в 500 рублей, тогда как подпись главного специалиста этой же конторы на 200 рублей дороже. А цена еще одного согласования оказалась равна цене картриджа для принтера, то есть 1950 рублям.
Словом, с учетом министерской протекции с арендатора взяли по минимуму, но все равно взяли. А когда он пытался идти на принцип и не платить, то всегда находились убедительные контраргументы типа штрафа за хранение на газоне стройматериалов или вызова в районный УБЭП "по поводу наличия разрешения на строительство".
Казалось бы, все мучения позади. Теперь у арендатора есть не только земля, но и мини-маркет на ней. Между тем открыть его он сможет лишь после получения акта ввода в эксплуатацию. Предприниматель полагает, что эта процедура потребует примерно таких же материальных и временных затрат, как и согласование при строительстве. После чего у него останется еще целых три года из пяти, на которые земля арендована. Если повезет, то аренду ему продлят или даже разрешат выкупить землю в собственность. Но, надо полагать, опять же не "за так".
Евгений АКСЕНОВ, "Вечерняя Казань"